С 2000 года кафедрой выпущено более 350 бакалавров, инженеров, магистров, аспирантов, докторантов, работающих по специальности в различных отечественных, зарубежных фирмах и организациях, в ФОИВ, НИИ, вузах, колледжах, школах. Высокий уровень подготовки позволяет быстро адаптироваться к требованиям природоохранной деятельности на транспорте, в смежных областях, заняться бизнесом, найти себя.
13 выпускников кафедры стали кандидатами наук.
Выпускник кафедры подготовлен к решению следующих типов задач, связанных с деятельностью автотранспортного комплекса:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• проведение анализа негативных факторов и техногенного риска современного транспортного производства и технических транспортных систем;
• участие в проведении научно-исследовательских работ по оценке ресурсо- и средовоспроизводящей способности природных и техногенных ландшафтов, рекреационного потенциала территории под воздействием транспортных объектов, технологий и систем, конструировании искусственных экосистем на придорожных территориях для обеспечения стабильности и поддержания устойчивого равновесного состояния экосистем регионов и страны в целом;
• участие в проведении научно-исследовательских работ при выполнении теоретических, расчетных и экспериментальных исследований, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания при функционировании автотранспортного комплекса;
• совершенствование экологических характеристик транспортных средств, строительных и дорожных машин, транспортных потоков, парков машин, технологий использования, восстановления работоспособности и утилизации транспортной техники;
• разработка геоинформационных и других методов экологического мониторинга транспортных средств, транспортных объектов и систем, методов обоснования транспортной емкости урбанизированных территорий с учетом регенерационных свойств окружающей среды;
• участие в исследованиях по воздействию антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные транспортные объекты и объекты транспортной инфраструктуры;
• участие в разработке средств и методов минимизации (предотвращения) транспортного загрязнения окружающей среды, других видов антропогенного воздействия, включая истощение природных ресурсов при реализации жизненных циклов транспортных объектов, технологий и систем с использованием био-, нано- , информационных и других технологий;
• участие в разработке экологических норм транспортной нагрузки на человека, компоненты окружающей природной и социальной среды, природные и искусственные экосистемы, урбанизированную территорию;
• осуществление развития новых методов повышения надежности и устойчивости технических объектов транспорта, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф, вызванных транспортной деятельностью;
• участие в разработке адекватных социально-экономическим условиям развития государства нормативно-правовых и экономических механизмов повышения экологической безопасности и надежности транспортных систем на федеральном и региональном уровнях;
• участие в разработке алгоритмов осмысленного транспортного поведения лиц, принимающих решение, групп населения на основании их социально-экономической мотивации в транспортных системах города, региона, государства.
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• определение зон повышенного техногенного риска транспортной деятельности в среде обитания;
• выбор систем защиты человека и среды обитания применительно к отдельным транспортным средствам, производствам и предприятиям автотранспортного комплекса на основе известных методов и аппаратов;
• выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных с выбором режимов функционирования транспортных систем, отдельных объектов и устройств, согласованием режимов работы аппаратов и оптимизацией рабочих параметров;
• участие в разработке технологий предотвращения и ликвидации «критических» автотранспортных загрязнений на локальных территориях (тоннели, открытые карьеры, места размещения и накопления автотранспортных отходов, производства по их переработке);
• участие в выполнении конструкторских разработок новых видов систем защиты человека и среды обитания, обеспечение благоприятных (экологически безопасных) условий жизнедеятельности в салонах (кабинах) транспортных машин и производственных помещениях, соблюдение при проектировании требований стандартизации и метрологического обеспечения;
• выполнение с использованием ЭВМ расчетов и оформление соответствующей проектно-конструкторской документации.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• организация деятельности по охране среды обитания на уровне транспортных предприятий, транспортных систем территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в чрезвычайных условиях;
• участие в решении вопросов рационального размещения парковок, стоянок транспортных средств, новых производств и объектов транспортной инфраструктуры с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания;
• осуществление экологического мониторинга транспортных средств, транспортных объектов и систем, мониторинга среды обитания на объектах автотранспортного комплекса;
• расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение безопасности и экологичности транспортного объекта, производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия экономически обоснованных решений;
• осуществление взаимодействия с государственными службами, ведающими экологической и производственной безопасностью, защитой в чрезвычайных ситуациях;
• участие в разработке законов, нормативных актов и нормативно-технической документации по вопросам транспортной экологии и безопасности жизнедеятельности в автотранспортном комплексе;
• организация и проведение обучения рабочих, служащих и руководящих кадров в области транспортной экологии и безопасности жизнедеятельности в автотранспортном комплексе;
• участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем защиты, новых проектных и конструкторских разработок, связанных с транспортной деятельностью, с учетом знания конъюнктуры рынка и проведением маркетинговых работ на рынке сбыта;
• организация проведения защитных мероприятий и ликвидации последствий аварий в автотранспортном комплексе на основе экономического анализа с целью минимизации финансовых затрат;
• участие в разработке социально-экологических программ транспортного развития города, района, региона и в их реализации;
• участие в проведении экспертизы безопасности и экологичности технических транспортных проектов, производств, предприятий автотранспортного комплекса, транспортных систем и территориально-производственных комплексов;
• сертификации изделий, машин и материалов, используемых в автотранспортном комплексе на безопасность и экологичность;
• участие в проведении экологических экспертиз регионов и аттестации транспортных объектов и транспортных систем регионов по защите в чрезвычайных ситуациях, в инспекции и аудиторских проверках промышленных и и транспортных предприятий, других объектов экономики и их комплексов на соответствие требованиям безопасности и охраны окружающей среды;
• работа в качестве преподавателя дисциплин “Экология”, “Безопасность жизнедеятельности” в высших и средних специальных учебных заведениях и курса “Основы безопасности жизнедеятельности” в средней школе (при условии освоения дополнительной образовательной программы педагогического профиля).
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• выбор режимов работы средств защиты, используемых в автотранспортном комплексе и проведение контроля их состояния;
• регламентация эксплуатации экозащитной и спасательной техники в автотранспортном комплексе.
Результаты трудоустройства выпускников
• Аппарат Федерального Собрания и Мосгордумы;
• министерства природных ресурсов и экологии, транспорта, обороны, промышленности и торговли;
• Росавтодор;
• НИИАТ;
• ЦГСЭН г. Москвы;
• ГипродорНИИ;
• ГУП "Промотходы";
• Мосэкомониторинг;
• ИПК Госстандарта России;
• НИПИ Генплана г. Москвы;
• НИИ строительной физики;
• вузы, колледжи, школы;
• сфера проектирования, строительства и эксплуатации объектов автотранспортной инфраструктуры;
• автотранспортные и дорожно-эксплуатационные предприятия разных форм собственности;
• организации по продаже природоохранной техники, автомобилей и автомобильных компонентов;
• фирмы, занимающиеся аудитом и консалтингом в области экологической безопасности, аттестации рабочих мест, охраны труда и производственной безопасности.
Отзывы выпускников
Панфёрова Ольга
Специальность "Инженерная защита окружающей среды в автотранспортном комплексе" стала для меня открытием с самого начала. Общие предметы стали отличной основой для профессионального курса. Специальные предметы были столь интересны, актуальны и информативны, что и сейчас (через 6 лет после окончания учёбы) я в своей работе могу использовать полученные знания.
Преподавательский состав кафедры "Техносферной безопасности" заслуживает отдельного упоминания и огромной благодарности с моей стороны. Имея глубокую убеждённость в том, что интересным предмет делает преподаватель, могу сказать, что обучение в течении 5 лет было по-настоящему интересным. Спасибо всем преподавателям кафедры во главе с бессменным руководителем Трофименко Ю.В. за интересное и действительно полезное обучение.
Выбор данной специальности абитуриентом позволит ему в дальнейшем найти очень интересную, востребованную и достаточно высокооплачиваемую работу практически в любой отрасли, так как курс является отличной основой для профессионального роста.
Места работы и должности некоторых выпускников
Христунова М.А. ГКУ "Мосэкопром" - инженер 7-го разряда отдела ПТО.
Христунова Е.А. ЗАО "Ямалгазинвест" - специалист в отделе по охране окружающей среды.
Конов К.Е. "Хухтамаки С.Н.Г." - инженер по охране труда и контролю качества.
Кочергина К.В. ОАО "Гипротрансмост" - инженер-эколог в отделе подготовки и сопровождения проектов.
Кондякова О.А. ГКУ "Мосэкопром" - инженер 7-го разряда в отделе ремонта и развития.
Ускова С.В. Министерство промышленности и торговли РФ - старший специалист 1-го разряда.
Маломуж Е.С. Woojin Global Logistics - ведущий специалист по транспортной логистике.
Выпускники кафедры – кандидаты наук
Касаткин Андрей Валерьевич, к.т.н. (2007 г.) Тема диссертации: "Разработка метода очистки поверхностного стока с проезжей части автомобильных дорог"
Григорьева Татьяна Юрьевна, к.т.н. (2007 г.) Тема диссертации: "Повышение надежности транспортных человеко-машинных систем управления на примере городских автобусов"
Елисеева Екатерина Александровна, к.х.н. (2008 г.) Тема диссертации: "Полимераналогичные превращения, катализируемые в поли-N-винилпирролидоне наночастицами меди"
Трофименко Константин Юрьевич, к.т.н. (2009 г.) Тема диссертации: "Повышение эффективности системы утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств "Авторециклинг" в крупном городе"
Лелюхин Антон Михайлович, к.т.н. (2010 г.) Тема диссертации: "Разработка методов оценки электромагнитных полей на объектах транспорта"
Комков Владимир Иванович, к.т.н. (2011 г.) Тема диссертации: "Разработка методики снижения вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона"
Тер-Мкртичьян Юлия Георговна, к.э.н. (2011 г.) Тема диссертации: "Фискальные и регулирующие аспекты введения платы за проезд грузовых автомобилей по автомобильным дорогам"
Буй Хунг, к.т.н. (2012 г.) Тема диссертации: "Защита водных объектов от загрязняющего воздействия транспортной системы г. Ханоя с применением наноструктурированных реагентов"
Шашина Елена Владимировна, к.т.н. (2014 г.) Тема диссертации: "Разработка научно-методических основ оценки надёжности водителя автобуса в условиях возникновения конфликтных и чрезвычайных ситуаций"
Чижова Вера Сергеевна, к.т.н. (2016 г.) Тема диссертации: "Повышение экологической безопасности автотранспортного комплекса путем снижения загрязнений воздуха дисперсными частицами размером менее 10 микрометров"
Федюкина Татьяна Владимировна к.п.н. (2017 г.) Тема диссертации: "Междисциплинарная подготовка по техносферной безопасности будущих инженеров в современных технических университетах"
Галышев Алексей Борисович к.т.н. (2018 г.) Тема диссертации: "Обеспечение экологической и дорожной безопасности автотранспортного комплекса за счёт развития велосипедного движения"