Магистерская программа "Устойчивый городской транспорт"

Аннотация образовательной программы

Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) (кафедра «Техносферная безопасность») совместно ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)» в сотрудничестве с Университетом Université de Versailles Saint-Quentin-en-Yvelines (Версаль, Франция) с 2017 года реализуется уникальная магистерская программа «Устойчивый городской транспорт» (направление подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность»). Данное международной сотрудничество осуществлялось в рамках российско-французского Партнерства Общеевропейской программы Европейской Экономической комиссии ООН и Всемирной организации здравоохранения по транспорту, охране окружающей среды и здоровья. С 2022 года программа приостановлена, магистреская программа реализуется полностью на территории РФ.

Общая информация
Транспортные заторы, снижение скоростей доставки пассажиров и грузов, рост выбросов загрязняющих веществ и климатических газов, транспортный шум, дорожно-транспортные происшествия приводит к потерям общества, оцениваемым в 6-8% ВВП в год. Поэтому решение транспортных проблем стало приоритетом большинства администраций крупных российских городов. Проблемы возникают как результат недостаточной координации и взаимодействия транспортной и градостроительной политик, политик в области охраны окружающей среды и здоровья населения и отсутствия квалифицированных специалистов в этой области.
В настоящее время в сфере городской мобильности происходит смена парадигмы, обусловленная прорывами в области искусственного интеллекта (ИИ) и облачных экосистем. Генеративный ИИ меняет традиционные процессы, от проектирования компонентов транспортных средств до оптимизации дорожного движения, повышая эффективность, безопасность и рентабельность по всей цепочке затрат в сфере городской мобильности. Интеграция облачных экосистем, которые служат основой для мобильных решений, обеспечивает бесперебойную связь, хранение больших объёмов данных и аналитику в реальном времени, позволяя заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения по устойчивому низкоуглеродному развитию городских транспортных систем.
Взаимодействие генеративного ИИ и облачных технологий является перспективным инструментом для разработки и внедрения инженерно-экологических инноваций за счёт энергоэффективных решений, платформ для совместного использования ресурсов и анализа жизненного цикла транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, позволяющих реализовать интеллектуальное управление парками и движением разных видов городского транспорта (пригородная электричка, городской транспорт общего пользования, транспорт коллективного пользования, индивидуальный транспорт, велосипедный и пешеходный транспорт) в реальном времени и учесть персонализированный пользовательский опыт. Эти достижения способствуют развитию низкоуглеродных мультимодальных городских транспортных систем, подготавливая почву для будущего, в котором транспортные сети станут более умными и эффективными.
Важным аспектом устойчивого развития устойчивых городских транспортных систем является учет этических соображений, изменение стереотипов мотивации транспортного поведения, изучение нормативных и этических аспектов мобильности на базе искусственного интеллекта, что однозначно влияет на качество среды обитания каждого жителя и важно при принятии управленческих решений на уровне муниципалитетов.
Указанные современные тренды развития транспортных систем учитываются в учебном плане и содержании дисциплин подготовки бакалавров, а также магистров по профилю подготовки «Устойчивый городской транспорт».
В учебном плане по данному направлению осуществляется ноксологическая подготовка, предусматривающая реализацию методологии риск-менеджмента комплексной безопасности на транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и социального характера, внедрения инженерно-экологических инноваций. В процессе подготовки реализуются апробированные за рубежом и в России, а также разработанные сотрудниками кафедры в процессе выполнения НИР оригинальные методики, образовательные технологии, пакеты прикладных программ для ЭВМ.
В ходе обучения студенты изучают:
- методы планирования устойчивых низкоуглеродных городских транспортных систем;
- методы оценки, моделирования и прогнозирования транспортного спроса;
- методы оценки воздействия городского транспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения;
- методы оценки качества услуг общественного пассажирского транспорта, разработка Стандартов качества услуг общественного пассажирского транспорта;
- методы оптимизации маршрутной сети общественного транспорта, работающего на регулярных маршрутах;
механизмы управления мобильностью населения в городах, включая реализацию парковочной политики, введение «зон с низкими выбросами», платность въезда на отдельные городские территории и др.;
- принципы и механизмы внедрения концепции «совместного пользования» автотранспортными средствами (кар-шеринг, райд-шеринг, кар-пулинг);
- направления развития активных видов передвижения в городах (велосипедное и пешеходное движение, другие способы активного передвижения);
- пути повышения экологической безопасности транспортных средств и используемых моторных топлив, использование на автомобильном и городском транспорте альтернативных топлив и видов энергии, экологические проблемы развития электротранспорта;
- вопросы планирования размещения и организация работы мультимодальных транспортно-пересадочных узлов. Организация взаимодействия различных видов городского транспорта;
- методы оценки качества дорожного движения, совершенствования его организации и регулирования с учетом экологических критериев;
- опыт внедрения автономного и автоматического вождения в городских транспортных системах;
- методы технико- экономического анализа эффективности мер и решений по повышению устойчивости функционирования городских транспортных систем.

Получаемые практические навыки
В процессе обучения студенты привлекаются к выполнению конкретных проектов, реализуемых в организациях партнерах (ГУП "Мосгортранс", ГУП "Росдорнии", ГБУ "Мосэкомониторинг", ГК "АВТОДОР", Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Комплекс городского хозяйства Москвы), других организациях по перечисленной проблематике. Студенты получают навыки разработки Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, Комплексных транспортных схем, Комплексных схем и проектов организации дорожного движения, Комплексных планов транспортного обслуживания населения, стандартов качества транспортного обслуживания населения, экологических разделов проектов строительства дорожно-транспортной инфраструктуры. Студенты привлекаются к проведению транспортных обследований в различных городах.

Сферы трудоустройства выпускников:
- департаменты отделы транспорта, градостроительной политики, природопользования и охраны окружающей среды городских, областных, краевых, республиканских администраций:
- структуры федеральных министерств и ведомств, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области транспорта, землепользования и территориального развития, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технической политики.
- образовательные, научно-исследовательские, общественные организации и бизнес-структуры, связанные с реализацией проектов в области транспортного планирования и моделирования, с разработкой и внедрением новых экологических, транспортных и информационных технологий.